Понедельник, 20 февраля 2017

11:39

Расписание электропоездов

Опрос

Как Вы относитесь к сдвигу графика движения Кунгурского экспресса (№7168, отправлением с Перми-II в 17:10, местное время), на 10 минут позже для обеспечения возможности пересадки с поезда №6006, прибывающего на Пермь-II в 17:09 по местному времени?
Что добавить в детский вагон в первую очередь?

Новости

100 лет Западно-Уральской железной дороге

14.10.2016 15:55

Железные дороги Урала… Они словно горные речки, петляющие между обнаженными каменными скалами и лесистыми холмами. Пути, станции, вокзалы и проходящие поезда – все настолько органично вписывается в великолепные пейзажи уральской природы, что уже сложно представить горные массивы без этой блестящей железной колеи и движущихся по ней составов.

Вот уже более ста лет прошло со времени строительства первых магистралей, которые связали многочисленные заводы Строгановых, Демидовых с сердцем нашей необъятной Родины. Именно железные дороги придали импульс развития некоторым городам, поселкам и деревням, укрепили их промышленный потенциал, связали их с «большой землей». Одной из таких стальных магистралей стала и Западно-Уральская железная дорога, которая в этом году отмечает свой столетний юбилей (16 октября 1916 года). Через станцию Калино и Бердяуш она соединила две прорезывающих Уральский хребет линии – Уральскую горнозаводскую и Самаро-Златоустовскую. Сейчас Западно-Уральскую дорогу уже не найти на картах: она вошла в состав Свердловской и Южно-уральской железных дорог. Эта однопутная, до сих пор неэлектрифицированная магистраль объединила железоделательные заводы, лесопилки и пристани, расположенные на сказочной и живописной реке Чусовой. С тех пор дорога жила и развивалась, несмотря на то, что со временем почти все заводы прекратили свое существование. Но природные богатства Уральской земли не позволили уйти Западно-Уральской магистрали в небытие: постоянно развивающемуся советскому государству постоянно требовался лес. Повсюду возникали лесопилки, леспромхозы, открывались новые подъездные пути. По свидетельствам работавших в советскую эпоху машинистов до 13 пар грузовых поездов в сутки нарушали спокойствие и тишину среди древних скал Урала.

Выемка с откосами из скальных порода, перегон Кормовище - Кын Свердловской железной дороги

Фото - Выемка с откосами из скальных порода, перегон Кормовище - Кын Свердловской железной дороги

Фото - ОП. Лязгино (бывший разъезд Лязгино) Свердловской железной дороги

Кризис 90-х годов очень сильно отразился на работе Западно-Уральской железной дороги: падали объем производства и погрузка, стало намного меньше пассажиров. Специалисты и молодежь, годами и десятилетиями жившие и трудящиеся в развивающихся поселках, уехали из этих очаровательных мест в поисках лучшей жизни. Некоторые станции превратились в разъезды, перестало быть регулярным движение товарняков… Магистраль не является широтной, а значит и транзитного потенциала из Азии в Европу она лишена. Казалось бы, у этой дороги больше нет никакого будущего. Но, несмотря на закрытые заводы и лесопилки, в тех краях остались жить простые люди – добрые, душевные, жизнерадостные, отзывчивые. Это, пожалуй, главное богатство тех отдаленных от городской суеты поселений. Отсутствие хороших автодорог, труднодоступность привели к тому, что Западно-Уральская линия (на участке Калино – Кузино) стала практически «дорогой жизни». Именно поэтому регулярное пассажирское сообщение было сохранено: каждый день две (а в выходные дни – три) пары пригородных поездов, по сути, вдыхают жизнь в пристанционные поселки. Прибытие поезда – это целое событие для многих жителей: кто-то встречает или провожает своих родных, друзей, знакомых; хозяйки продают свои сделанные с любовью сметану, творог, масло; прибегают посмотреть на пыхтящий тепловоз дети; за всем происходящим на станции зорко следит дежурный. Когда путешествуешь по этой стальной магистрали, создается ощущение, что даже животным она не безразлична: вдоль станции всегда пасутся коровы, овцы и козы; прибытие поезда сопровождается громким лаем окрестных собак. Так размеренную сельскую жизнь и ее спокойный темп ненадолго прерывают гудки локомотива.

Фото - Станция Уткинский завод Свердловской железной дороги

Чем может привлечь нас Западно-Уральская железная дорога? Прежде всего, это туризм, сплавы, а также знакомство с историей. Даже прокатиться в поезде и просто посмотреть в окно на горные речки, пруды, скалы и холмы, бескрайний лес, на сохранившиеся почти в первозданном виде деревянные вокзалы и станционные постройки – это уже настоящее эстетическое удовольствие. Недалеко от железной дороги протекает уже упомянутая красавица-река Чусовая, знаменитая своими величественными камнями: «Кирпичный», «Лебяжий», «Печка», «Дужный». Подобно тому, как каждый мусульманин в своей жизни должен совершить хадж, каждый житель Урала обязан увидеть красоту пейзажей реки Чусовой, сплавившись по ней.

Если проехать от станции Кын 15 километров до левобережья Чусовой, то можно увидеть удивительное село с богатой историей и культурным наследием – Кын-завод, в котором остались здания и сооружения бывшего железоделательного завода Строгановых. Этот завод был построен с применением специальной кладки из местных горных пород, а сейчас рядом с ним находится музей, бережно хранящий его тайны. Там же над долиной реки Кын возвышается старинный белокаменный храм постройки середины XIX века (памятник архитектуры).

Фото - Панорама села Кын-завод (река Чусовая)

Фото - Панорама села Кын-завод (Свято-Троицкий храм)

Невозможно себе представить, чтобы одна из красивейших железных дорог России, проходящих по такой чудесной земле, вдруг перестала существовать. И пока в пристанционных деревнях и селах рождаются дети, работают малые предприятия, совершаются путешествия и экскурсии Западно-Уральская магистраль будет жить вопреки экономическим трудностям и благодаря силе уральского характера.

Автор статьи: Артём Шмидт.

Новости

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru